Вы здесь

Анализ ошибок, наиболее часто допускаемых заявителями при оформлении документов, представленных для государственной регистрации некоммерческих организаций за 2016 год

Федеральными законами от 12.01.1996 № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 08.08.2001 № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Гражданским Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций, устанавливаются определенные требования к документам, представляемым заявителями для государственной регистрации.

Анализ поступивших в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области (далее - Управление) документов для государственной регистрации некоммерческих организаций выявил ряд типичных ошибок и нарушений при их подготовке, которые можно разделить на три группы: 

I.  Ошибки, допускаемые заявителями при заполнении форм документов и при предоставлении документов.

II.   Ошибки, допускаемые заявителями при оформлении протоколов общего собрания учредителей.

III.  Нарушения, связанные с наличием в учредительных документах положений, противоречащих федеральному законодательству.

I. Ошибки, допускаемые заявителями при заполнении форм документов.

 Для государственной регистрации некоммерческих организаций применяются формы документов, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган  при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

 К типичным ошибкам, связанным с ненадлежащим оформлением документов, можно отнести следующие:

1. Ошибки, допускаемые при заполнении форм документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации:

- в п.1.2 заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма Р11001), сокращенное наименование некоммерческой организации не идентичное указанному наименованию в п.1.1 заявления;

- заполнение заявлений осуществляется не заглавными, а строчными (прописными) буквами;

- прилагаются незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления;

- неверно указывается наименование района, города, улицы;

- номер паспорта заявителя указывается без пробелов между серией и номером, не указывается код подразделения, выдавшего документ;

- при внесении изменений в сведения о физическом лице, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, сведения о прекращении полномочий прежнего руководителя и возложении обязанностей на нового руководителя указывается на одном бланке листа «К» заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственной реестре юридических лиц (форма № Р14001);

- лист «А» заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма №Р13001), «Сведения о наименовании» юридического лица прилагается в случае, если некоммерческая организация меняет свое наименование;

- документы представляются в не прошитом и не пронумерованном виде.

Каждый документ, содержащий более одного листа, должен представляться в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки. Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не предоставляются. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки;

 - используется ручка с чернилами не черного цвета (синего);

 - в заявлениях (уведомлениях) отсутствует нумерация страниц, либо страницы пронумерованы не полностью, или проставляется нумерация с допущенными нарушениями, которые не соответствуют требованиям п. 1.12 к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (Приложение №20 к приказу ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Показатель номера страницы, имеющий три ячейки, должен записываться следующим образом: для первой страницы -001, к примеру, для десятой – 010;

- если у физического лица имеется ИНН - идентификационный номер налогоплательщика (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), то показатель «ИНН» подлежит обязательному заполнению;

 - несоответствие данных, указанных в заявлении, сведениям, содержащихся в документе, удостоверяющим личность;

- заявление на государственную регистрацию предоставляет неуполномоченное лицо;

- на государственную регистрацию при подаче документов представителем по доверенности предоставляется копия доверенности, верность которой не засвидетельствована нотариально, однако в соответствии со ст. 9 ФЗ №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предоставление документов для государственной регистрации осуществляется заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально;

- сведения о размере Уставного фонда в п.3 заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма №Р11001) и п.4 листа А заполняется только в отношении коммерческой организации;

- в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании  (форма №Р11001), отсутствует приложение – Лист И «Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности»;

Согласно положениям п.5 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 41 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства юстиции от 30.12.2011 № 455 (далее - Административный регламент), все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы (уставы, учредительные договоры) представляются в трех экземплярах.

2.  Наличие недостоверных сведений в представляемых документах:

 - количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при создании (форма №Р11001), не соответствуют количеству лиц, присутствующих на общем собрании учредителей и проголосовавших за создание некоммерческой организации;

- разночтения в названии некоммерческой организации, указанном в уставе, в заявлении и протоколе;

 - дата присвоения Основного государственного регистрационного номера (ОГРН) не соответствует данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);

- наименование должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации в заявлении, не соответствует наименованию должности, содержащемуся в учредительных документах;  

-  в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании  (форма №Р11001) юридический адрес не совпадает с адресом в уставе;

 - заявление удостоверяется подписью не уполномоченного лица ;

 - неправильно заполняются реквизиты для уплаты государственной пошлины. На практике встречаются случаи указания в платежных документах реквизитов налоговых органов.

Следует обратить внимания на то, что госпошлина за государственную регистрацию (при создании или изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица) оплачивается способом, подтверждающим, что платеж осуществлен от имени данного юридического лица и за счет его собственных средств.   

Надлежащие реквизиты для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческих организаций размещены на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области в разделе некоммерческих организаций.

II.   Ошибки, допускаемые учредителями при оформлении протокола общего собрания учредителей

1. Невыполнение требований пункта 42 Административного регламента, согласно которому в протоколе, представляемом для государственной регистрации некоммерческой организации, необходимо указывать список лиц (учредителей, участников или членов), присутствующих на заседании полномочного органа.

2. Представление протокола, содержащего более одного листа, не прошитым, не пронумерованным, без подписи заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки, что не отвечает требованиям  пункта 41 Административного регламента.

3. Несоблюдение правил оформления протокола в части его подписания. Согласно п.3 ст. 181.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) протокол подписывается председателем и секретарем заседания полномочного органа, в протоколе указывается дата, время и место проведения.

4.  Представленный на государственную регистрацию протокол общего собрания учредителей не соответствует требованиям ст. 181.2  ГК РФ в части отсутствия сведений о лицах, проводивших подсчет голосов (п.п.4 п.4).

5. В протоколе учредительного собрания общественной организации отсутствуют сведения о создании и об утверждении устава.

6. В представленном решении учредителя допущены орфографические ошибки при склонении наименования некоммерческой организации.

При подаче документов на государственную регистрацию типичные ошибки допускаются в выписке из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащей решение о создании некоммерческой организации, об утверждении учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов). При оформлении выписки из протокола (протокола, решения) необходимо учитывать общие требования к оформлению протокола. Указанная выписка в обязательном порядке должна включать:

- дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

- список учредителей - участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

- сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.), информацию о наличии кворума указанного собрания, заседания;

- существо принятых решений и результаты голосования по ним;

- сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах органов (руководящих и контрольно-ревизионных органов);

-  фамилию и подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания.

III. Нарушения, связанные с наличием в учредительных документах положений, противоречащих федеральному законодательству

1. Не прописана структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации в нарушение ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Уставе некоммерческой организации. 

2. В учредительных документах некоммерческой организации не определен предмет деятельности организации, порядок внесения изменений в учредительные документы организации, порядок использования имущества организации в случае ее ликвидации, источники формирования ее имущества, что не отвечает требованиям  ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

3. Нарушаются требования пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которым некоммерческие организации вправе иметь символику – эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. Однако, уставы некоммерческих организации не содержат положений описывающих эмблемы.

4. В решении о создании некоммерческой организации отсутствует информация о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, необходимого для осуществления приносящей доход деятельности, что является нарушением п. 3 ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5.  Нарушение п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В уставе Фонда указано, что Попечительский совет является высшим органом управления Фондом.

6. Наименование не содержит указание на характер деятельности Организации в  нарушение ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях».

7.  В учредительных документах указано, что  некоммерческая организация вправе осуществлять иные виды деятельности, а также может осуществлять предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, какой именно деятельностью в учредительных документах не отражено. Это является  нарушением п.1 статьи 49 ГК РФ, некоммерческая организация  не наделена законом способностью иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, то есть она обладает специальной правоспособностью. В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ГК  РФ, пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должен быть отражен предмет ее деятельности, т.е. совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются общественно-полезные цели, предусмотренные учредительными документами. Следовательно, некоммерческая организация имеет право осуществлять только ту деятельность, которая закрепляется в ее учредительных документах и соответствует целям создания.

В целях не допущения ошибок при оформлении документов, предоставляемых для государственной регистрации, целесообразно рекомендовать заявителям следующее:

- подробно изучать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческой организации (в соответствии с ее организационно-правовой формой и характером деятельности);

- знакомиться с информацией по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, размещенной на официальном интернет-сайте Управления, а также на информационных стендах в помещении Управления и в информационных буклетах;

Кроме того, в целях соблюдения положений Конституции Российской Федерации и действующего законодательства Российской Федерации, рекомендуется в своих учредительных документах обязательно предусматривать положения:

Федеральный закон от 05 мая 2014 г. № 99 – ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

15 июня 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).