Вы здесь

Памятка федеральному государственному гражданскому служащему Минюста России о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе

ПАМЯТКА
федеральному государственному гражданскому служащему Минюста России о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе
  1. Основные нормативные правовые акты, определяющие понятие и порядок урегулирования конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе
  • Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»;

-Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей";

-          Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

-Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»;

-          Указ Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 г. № 218 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов»;

-Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;

-          приказ Минюста России от 24 августа 2009 г. № 262 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Минюста России обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; -приказ Минюста России от 15 июня 2010 г. № 140 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Минюсте России, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

-          приказ Минюста России от 13 августа 2010 г. № 193 «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Минюста России к совершению коррупционных правонарушений и перечня сведений, содержащихся в уведомлениях»;

-приказ Минюста России от 07 сентября 2010 г. №218 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, начальников и заместителей начальников территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов»;

-           приказ Минюста России от 27 января 2011 г. № 25 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов»;

-приказ Минюста России от 23 марта 2011 г. № 93 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Минюста России и его территориальных органов»;

-          приказ Минюста России от 28 июня 2012 г, № 121 «Об утверждении Плана Минюста России по противодействию коррупции».

2. Типовые ситуации возникновения конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации

Под определение «конфликт интересов» попадает множество конкретных ситуаций, в которых федеральный государственный гражданский служащий (далее - гражданский служащий) может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего Минюста России влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью понимается как возможность получения гражданским служащим Минюста России при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных или имущественных обязательствах (далее - родственники и иные лица). Понятием личной заинтересованности охватывается также возможность извлечения доходов в виде материальной выгоды также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий Минюста России связан финансовыми или иными обязательствами.

Можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

  1. Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность гражданского служащего.
  2. Выполнение иной оплачиваемой работы.
  3. Владение ценными бумагами, банковскими вкладами.
  4. Получение подарков и услуг.
  5. Имущественные обязательства.
  6. Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы.
  7. Явное нарушение установленных запретов (использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
  8. Выполнение отдельных функций государственного управления, в том числе:

а)          размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, участие в работе комиссии по размещению заказов;

б)          осуществление государственного надзора и контроля:

-             проверка деятельности федеральных органов власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;

  • осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также соблюдением ими законодательства Российской Федерации;
  • в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

в)            организация государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

г)            принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций;

д)             наделение на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершенствованию нотариальных действий от имени Российской Федерации;

е)          организация выдачи лицензий на право нотариальной деятельности;

ж)          осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

з)              осуществление организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

и) подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий;

к) проведение правовой и антикоррупционной экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

3. Обязанность гражданского служащего

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе лежит обеспечение исполнения гражданскими служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ.

В целях предотвращения конфликта интересов и своевременного разрешения возникшего конфликта интересов гражданский служащий Минюста России обязан внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов; принимать меры по предотвращению конфликта интересов; сообщать представителю нанимателя о любом реальном или потенциальном конфликте интересов, как только ему становится о нем известно.

В случае возникновения у гражданского служащего Минюста России личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (заявление, служебная (докладная) записка, составленная в произвольной форме).

4.           Ответственность гражданского служащего

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с федеральной государственной службы.

5.           Меры по предотвращению конфликта интересов

Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе гражданского служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о федеральной государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение гражданского служащего с заявлением об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения гражданским служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю государственного органа (территориального органа) для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

25 декабря 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).